В течение 2-ой и 3-ей четверти мы с вами работали над проектом «Боги древних славян».
Эта проблема возникла при изучении народной культуры, истории древнего мира, чтения мифов на уроках литературы.
Предлагалось самим узнать из разных источников о мифологических существах, в которых верили и поклонялись наши предки. Во многих высказываниях, касающихся народного календаря, до сих пор мы упоминаем их имена.
Вы по желанию разделились на микрогруппы, каждая из которых искала свои источники и материал в различных направлениях.
В самостоятельной работе мы приобрели:
- знания о христианской религии, о распространении язычества, т.е. поклонение не одному, а многим богам;
- знания о причинах возникновения этих образов;
- умение работать с дополнительной литературой, с интернетом;
- умение оформлять полученные знания в виде презентации.
Благодаря этому мы не только познакомились с научной и художественной литературой по данной теме, но и увидели, как эти образы раскрываются в различных областях искусства: народной культуре, музыке, изобразительном искусстве, литературе, истории.
Земледелие древнерусского человека носило подсечный характер. Подсека – это лесная поляна, на которой вырубили и сожгли лес. Он потому и выступал в известном смысле противником человека.
Временно незасеянные поля быстро зарастали, их приходилось засеивать вновь.
Вероятно, в связи с особым отношением земледельца к лесу и сложилось мифологическое представление о нем как о «чужом» пространстве, наполненном различными обитателями, в том числе и вредоносными.
Древняя вера в то, что предки поселяются после смерти в неких местах, лежит в основе образа Леса Праведного. Связь лесных существ, называемых филиппиками, с человеком состоит в том, что они откликаются на его голос в виде эха. А вот Уводна и Манило – те могут заманивать в лес людей, особенно детей, и закладывать им дорогу назад.
Девушки, долго пребывающие в лесу, рисковали приобрести нечеловеческие свойства. Приобщившись к лесным обитателям, они овладевают колдовским искусством и становятся «лесными девками».
Земледелие было основным занятием древнерусского человека. Его связь с землей настолько обусловило весь образ жизни, что одно их славянских племен так и называлось – «поляне».
Земледелие формировало особый взгляд на мир. Но и само пространство земледелия – поле – подвергалось мифологизации.
Поле являлось местом проведения многих обрядов. И потому на нём могли перебывать самые различные мифологические существа, непосредственно с ним не связанные: Кострома и Масленица, русалки, лесные девки, Леший и другие. О собственных же обитателях поля сохранились весьма скудные сведения. В их числе: Вела – особый дух полей, Спорыш – благодетельное существо в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю и способствует хорошему росту хлебов. Ржица – персонаж ржаного поля – считалась вредителем посевов в силу того, что у южных славян, в отличие от северных, рожь считалась сорным растением и даже вредителем по отношению к пшенице и ячменю.
Порчи посевов приписывались также колдунам и ведьмам. Они могли устраивать «заломы», то есть надламывать колосья во время цветения, чтобы отнять у хлебов урожайность, причинить вред жнецу и даже будущему едоку.
Дом и двор – это особый вид «своего» пространства, начало и конец многих древних обрядов и празднеств.
Дом славянина был весь пронизан магической заклинательной символикой, с помощью которой люди стремились обеспечить себе сытость и тепло, безопасность и здоровье. Боясь «нашествия злых духов» - упырей, вампиров, ведьм, навий, он «защищался» от них. Защитой прежде всего служили доброжелательные языческие символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора, какими считались стены, окна, кровли жилища. Это была архитектурная резьба – конек на крыше, резные причелины с «громовыми знаками», изображения солнца, птиц, фигурки богини на вершине строения, конские головы.
Сюжеты архитектурной резьбы были близки сюжетам вышивок (женская фигура с воздетыми к небу руками, с птицами и конями по сторонам).
И в архитектуре, и в одежде применялся тот же принцип размещения заклинательного орнамента: им украшали все проёмы, отверстия, через которые злыдни могли проникнуть к человеку.
Одно из персонифицированных имён грома – царь Огонь. Стихия огня в мифических представлениях представлена следующими разновидностями: «Небесный огонь» (молния), появляющийся от ударов громовержца палицей о твёрдое небо (или о скалу), почитался особо, вызывая страх. Огонь, возникший на земле от удара молнии, не вносили в дом. Считалось, что его нельзя погасить водой, от неё он сильнее разгорается, а потому пожары от молнии можно заливать лишь молоком или квасом. В этом обычае запечатлены два вида жертв огню: животная (молоко коровы) и растительная (хлебный квас).
С силой и значимостью огня небесного сопоставляли «живой огонь», который добывали в ритуальных целях посредством трения двух брёвен, это происходило три раза в году в соответствии с особо значимым в хозяйстве зимнего и летнего солнцеворота и весеннего равноденствия. Этот огонь, считалось, обладал очистительной силой, и потому существовал обычай разносить его по домам.
Ещё огонь называют «священным». Также огонь – символ благополучия и изобилия. Особенно хранили «семейный огонь» в очаге.
Кроме земли и неба, то есть мира невидимого, древний человек признавал в разной степени и мир невидимый – мир, куда уходят мёртвые. Этот переход представлял собой переправу через водную или огненную стихию.
Собственно, название рая у славян имеет дохристианскую основу, поскольку слова «рай» и «река» оказываются родственными. Рай - место за текущей водой, заречное пространство. Туда же улетают птицы на зиму, то есть в «рай». От этого в древности рай получил название «вырий» («вирий», «ирий», «урай»).
Рай в представлении древних славян – это красивый зеленый сад, страна вечного лета, где на тенистых деревьях зреют золотые («молодильные») яблоки, дающие вечную молодость, здоровье и красоту.
О вырии иногда говорится, что эта страна у самого моря и на восходе солнца. Доступ в нее и к криницам живой воды стерегут многоглавые змеи. Именно в эти края отправляются герои за бессмертными напитками.
Благодаря исследованиям этнографов, фольклористов, археологов мы можем нарисовать себе достаточно яркую картину жизни наших предков, можем представить как они проводили будни, как умели веселиться в праздники.
Информация о том, когда наступит праздник, когда произойдет очередное природное событие, передавалась крестьянами, не знавшими грамоты, устно – от отца к сыну. но в некоторых селениях имелись примитивные деревянные календари, на которых специальными нарезками отмечались месяцы, недели, дни, начало и конец сельскохозяйственных работ, время будничное и время праздничное, время совершения обрядов.
А ещё были календари, вышитые на полотенцах и фартуках. Такой календарь обнаружили этнографы в одной из каргопольских деревень. Узор вышивки представлял собой незамкнутое кольцо, похожее на толстую гусеницу, свернувшуюся вокруг цветка с длинными узкими лепестками. «Гусеницу» и «цветок» окружали различные петельки, кружочки с крестиком в центре, сердечки, спиральки.
Земля – владычица! Вы, наверное, слышали такое выражение?
Мифы о земле складывались по мере осмысления её роли в жизни человека и важнейших функций: рождения растительности, плодородия полей и садов, благополучия рода, местопребывания умерших предков. Представление о душах-небожителях сложился позже, и потому культ земли оказался более ранним, чем культ неба, так как люди обращались с просьбами к погребённым родителям, которые находились в земле и заботились о достатке живых.
Так, в земле соединялись основная рождающая сила и надёжное убежище умерших. Сама земля выступала своеобразным посредником между поколениями людей.
В древности славяне верили в богов и преклонялись перед небом. Это обусловило возникновение представлений о двух небесных хозяйках мира: Лосихе и её дочери, которые потом сменились Большой и Малой Медведицы.
В земледельческий период небо стало важным плодотворящим началом. тогда и появились Рожаницы и Макошь, сближающие небо с землёй и обеспечивающие благодатные проявления неба.
Небо и земля не разделялись между собой, а представлялись единым целым. на долгие времена сохранилась вера в их нерасторжимый союз. Небо являлось супругом земли. Весной оно вступает с ней в священный брачный союз
Мифическое небо уподоблялось и «терему божьему», «дому всего мира». Твердь небесная считалась куполом, прозрачным стеклянным сводом. Купол обнимает сушу и окружающую её воду. По нему движутся Солнце, Месяц и Звезды. Над твердью находится водное небо («хляби небесные»), а над ней – воздушное небо. Так что в древности обычно употребляли не слово «небо», а «небеса».